В настоящее время толерантность стала предметом изучения педагогов, философов, психиатров, политологов, психологов и специалистов других областей науки. Однако, несмотря на все многообразие работ, раскрывающих явление толерантности, еще остается некоторая неопределенность значения этого понятия, ощущается недостаточная исследовательность структуры толерантности, ее сущностных характеристик и компонентов, которые проявляются в эмциональной сфере, поведенческой и когнитивной.
В 2001 году правительством Российской Федерации принята федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».
В соответствии с неоднозначностью выделения признаков и проявлений толерантности для ее изучения применяются и существенно различные методы.
Методы исследования толерантности можно поделить на специфические, т.е. те, которые направлены на выявление установок толерантного сознания, и неспецифические, которые описывают универсальные характеристики личности и межличностного общения, являющиеся в свою очередь признаками проявления толерантности (интолерантности).
К специфическим методам исследования толерантности можно отнести следующие:
1. Методика измерения уровня толерантности у подростков;
2. Индекс толерантности;
3. Осторожно! Насилие! Тетрадь для размышлений;
4. Диагностический тест отношения;
5. Культурно-ценностный дифференциал;
6. Типы этнической идентичности;
7. Этническая аффилиация;
8. Этническая толерантность личности;
9. Тест личностных конструктов Дж.Келли (модификация);
10. Метод измерения социального расстояния;
11. Метод приписывания качеств;
12. Психосемантика (описание этнических авто- и гетеростереотипов);
13. Техника построения семантических пространства на базе фразеологизмов;
14. Диагностика общей коммуникативной толерантности.
Неспецифические методы диагностики, используемые при исследовании толерантности, направлены на изучение личностных особенностей людей, отнесенных к «типам» толерантной (интолерантной) личности, например:
1. Направленность личности в общении;
2. Стиль педагогического общения;
3. методика на выявление авторитарности - F-шкала (Р.Н. Сэнфорд, Т.В. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д. Дж. Левинсон);
4. тесты на ассертивность;
5. Интерперсональная диагностика Т. Лири в модификации С.А. Шеина;
6. Методика биоценочной поляризации (модификация методики Фидлера);
7. Тест эмпатических тенденций Мехрабиана;
8. Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга;
9. Тест поведения в конфликте К.Томаса;
10. Типы реагирования в конфликтной ситуации (Э.И.Киршбаум)
11. MUST-test (П. Иванов и Е. Колобова) и др.